|
Если мы рассмотрим самую популярную платформу для создания порталов (Microsoft SharePoint), мы убедимся в широчайшем спектре ее возможностей – это и портальные решения и документооборот и автоматизация бизнес-процессов, социальные сервисы, электронные архивы, бизнес-аналитика и многое другое. Почему же портал, базирующийся на такой замечательной платформе «не работает» в рамках конкретной компании? Почему у сотрудников нет интереса к нему?
Основываясь на опыте реализации проектов по корпоративным порталам мы постараемся рассказать о подводных камнях, на которые стоит обратить особое внимание
Встречают по одежке
Первое, на что следует обратить внимание – дизайн портала. Приведем несколько примеров:
| Портал с набором стандартных сервисов (информация о компании, новости, заявки, оргструктура, телефонный справочник и пр,) без разработки уникального дизайна. Все экранные формы и страницы – стандартные. |
| Коробочное портальное решение с готовым дизайном (как правило не отличающимся особыми изысками и ориентацией на задачи конкретной компании) |
| Разработка дизайна портала своими силами |
| Разработка дизайна портала командой компании-интегратора |
Все эти случаи имеют право на существование. Самый главный вопрос – для каких целей вам нужен портал?
Разберем случаи более подробно. В первом случае мы получаем очередное «бизнес-приложение», не отличающееся изысканностью дизайна и удобствомиспользования. Таким порталом будут пользоваться только если там есть критичные для повседневной работы сотрудников сервисы и только тогда, когда в этом есть крайняя необходимость. В практике Терралинк неоднократно встречались случаи порталов с богатым наполнением различным интересным контентом и богатством сервисов, которыми сотрудники практически не пользовались. Подобные порталы решают одну глобальную задачу – автоматизировать часть процедур в повседневной деятельности сотрудников (поиск контактов, просмотр оргструктуры, заказ пропусков и пр.) и только в том случае, если этими сервисами пользоваться удобно. И не решают задачи информирования сотрудников, повышения их лояльности, развития коммуникаций, мотивации и ряд других.
Во втором случае ситуация схожая – да есть дизайн, но он не ориентирован на корпоративный слиль организации и не претендует на определение «этот ресурс компания создала для моего удобства». Это именно тот вопрос, на который каждый сотрудник должен ответить «Да». Как и в первом случае такой портал решает только задачи автоматизации некоторых процедур.
Третий случай очень интересный, так как зачастую решившись разработать дизайн портала собственными силами компания сталкивается с целым рядом особенностей, которые влияют на конечный результат. Даже имея в штате отличную дизайн команду применить разработанный дизайн на портал не просто – нужно знать и учитывать особенности платформы.
Четвертый случай с одной стороны позволяет получить в результате внедрения уникальный, ориентированный на потребности организации дизайн, а с другой добавляет дополнительную строчку в затратах на проект. За последние 2 года мы все чаще сталкиваемся с запросами от наших клиентов на редизайн порталов. И один из важнейших моментов – это экспертиза дизайн-команды. Специалисты должны обладать опытом разработки дизайна именно портальных решений и обладать компетенциями в применении разработанного дизайна с учетом особенностей платформы. Цель таких проектов – повысить посещаемость портала. Следствие достижения этой цели – повышение лояльности и мотивации сотрудников, донесение корпоративной культуры и духа. Но самое главное – сотрудники воспринимают портал как инструмент который создали для их удобства.
А что внутри?
Внутри – сервисы портала. Начиная от набора стандартных сервисов (бронирование переговорных, телефонный справочник, оргструктура, различные заявки), заканчивая более сложными процессами (оформление и согласование отпусков – календарь отпусков, управление командировками, запрос на подбор и согласование кандидатов и многое другое).
По сервисам главное ответить на вопрос – какие процессы сейчас «пьют кровь» большинства сотрудников. Приведем пример: в компании 2/3 сотрудников периодически выезжают в командировки. В этот процесс могут быть вовлечены: сотрудник, руководитель, HR-администратор, сотрудник общего отдела, бухгалтерия и ряд других. Очевидно, что автоматизация этого процесса позволит облегчить работу всей компании.
И как этим пользоваться?
Любые ИТ-системы разрабатывают программисты, отсюда особенность – «как мне тут написали, так я и сделал». В реальном мире программист редко задумывается о том, насколько удобно будет использовать этот сервис, он думает «как заставить этот сервис работать в соответствиис ТЗ». Результат очевиден – сервисами пользоваться не удобно, система не обладает «дружелюбностью». И одно дело, когда система бизнес-критичная (например 1С для финансового учета) – тут никто не будет спрашивать «удобно ли?», речь идет про один из ключевых процессов. Но в случае с порталом мы имеем не критичную для основных процессов систему и тут возникает вопрос удобства использования, в противном случае портал перестают использовать.
Верной дорогой идете, товарищи!
Корпоративный портал – живой организм и это не алегория. Наблюдая за развитием порталов в различных компаниях мы все больше в этом убеждаемся. Развиваются социальные сервисы: появляются потребности в форумах, микроблогах, конкурсах, опросах, даже в реализации внутренней социальной сети – инструментах для развития коммуникаций в компании. На порталах появляются элементы геймификации и поощрения сотрудников. И многое многое другое.
Успех в развитии портала складывается из двух составляющих: современные тренды и четкое понимание стратегии развития портала в компании. Редкий случай когда компания, внедрившая портал имеет четкое понимание как его развивать, что будет необходимо изменить через год, два, пять и так далее.
Рекомендуем уделить вопросам развития портала особое внимание, ведь только постоянно развивающиеся порталы являются наиболее эффективным инструментом совместной работы сотрудников.
|
|
|
23 сентября 2014 в Технологическом центре Microsoft состоялся совместный семинар TerraLink и Microsoft, посвященный возможностям построения корпоративного портала на платформе Sharepoint.
На семинаре основное внимание было уделено повышению лояльности сотрудников и механизмам вовлечения их в рабочие процессы, сокращению коммуникационных барьеров между различными подразделениями, развитию системы обмена знаниями для повышения уровня экспертизы и накопления опыта. Также рассматривались вопросы анализа корпоративного социального и профессионального климата, автоматизации корпоративного обучения и многое другое.
Специалисты компаний TerraLink и Microsoft продемонстрировали широкие возможности корпоративного портала, созданного на платформе Sharepoint, рассказали о примерах внедрения новых ИТ-решений в организациях и дали рекомендации о том, как максимально быстро и эффективно применять новые технологии в рабочем процессе. Представитель компании Competentum выступил с докладом возможностях автоматизации процесса обучение персонала и привел примеры успешного внедрения этого подхода.
В рамках семинара ключевыми вопросами были:
| Развитие корпоративного портала за счет улучшения предоставляемых сервисов |
| Корпоративная социальная сеть, от которой зависит эффективность работы сотрудников |
| Обучение сотрудников через автоматизацию управления обучением персонала |
«Надеемся, что семинар станет традиционным мероприятием, на котором не только мы будем рассказывать о возможностях внедрения нового решения, но и HR-менеджеры будут делиться опытом применения новых технологий в своей работе», - комментирует Вячеслав Токарев, директор по развитию направления портальных решений.
|
|