13.03.2019

RPA в России в 2018 году

Александр Бейдер
Александр Бейдер,
директор по
цифровым технологиям,
TerraLink

Мы публикуем интервью Сергея Юдовского с Александром Бейдером, подготовленного в рамках исследования рынка RPA (Robot Process Automation), выполняемого при поддержке Ассоциации Менеджеров РФ.

Сергей Юдовский: Расскажите о самом интересном проекте RPA, с которым вы столкнулись в 2018 году. Индустрия, размер компании-клиента, процессы в фокусе внедрения, результаты. 

Александр Бейдер: Заказчик, глобальная сервисная телекоммуникационная российская компания-холдинг, в качестве одного из важнейших приоритетов корпоративной политики рассматривает цифровизацию своего бизнеса в целях дальнейшего улучшения и поддержания самых высоких стандартов обслуживания своих клиентов. В рамках реализации этой стратегии компанией было рассмотрено выполнение ряда задач, в числе которых – улучшение взаимодействия с отраслевым регулятором. При реализации этой задачи были поставлены цели радикально сократить затраты труда персонала на подготовку ответов регулятору, снизить время подготовки ответов и одновременно повысить их качество. Компания имела все необходимые технические предпосылки для реализации этого проекта, а именно, промышленно работающую корпоративную систему для управления финансово-хозяйственной деятельностью и корпоративную систему управления бизнес-контентом. Кроме того, компания имеет отлаженные процессы обмена электронными документами с контрагентами на основе использования юридически значимого документооборота (ЮЗДО). 

Роботизированное решение внедрено для поддержки работы общего центра обслуживания (ОЦО), который, в числе других функций, обрабатывает запросы регулятора, адресованные к каждому из юридических лиц заказчика. Задача робота состоит в том, чтобы последовательно проверять корпоративные кабинеты каждого из юридических лиц Заказчика на предмет поступления нового запроса. В случае появления запроса робот его регистрирует, извлекает из него необходимые реквизиты с помощью системы оптического распознавания (Optical Character Recognition, OCR) и сохраняет в корпоративной ЕСМ-системе. На основании извлеченных реквизитов робот формирует запросы в соответствующие информационные и технологические системы Заказчика и формирует текст ответа. Предварительно проверенный ответственным сотрудником ответ отправляется регулятору по каналу оператора ЮЗДО. 

Все выполняемые операции в обязательном порядке регистрируются в корпоративных реестрах и протоколируются. 

Для повышения эффективности процесса в целом, на самом деле, было реализовано четыре специализированных робота, работающих асинхронно. Каждый из них выполнял объем работ, характерный для одной из ролей сотрудников-участников бумажного процесса. Один из этих роботов в ходе промышленной эксплуатации показал впечатляющие характеристики производительности. Так, полный цикл обработки одной транзакции, он осуществляет, по меньшей мере, в три раза быстрее, чем человек. Робот полностью выполняет весь ожидаемый от него объем работ, его исполнение предусмотрено в ночное время, а суммарное время его работы за месяц составило немногим более 30 часов. 

Проект был реализован нами на платформе Kapow RPA от компании Kofax. 
С.Ю.: Что Вы думаете о текущем спросе на технологии RPA? 

А.Б.: Увы, пока спрос явно ниже потенциальной емкости нашего рынка. По-моему, прежде всего, потому, что заказчики просто не понимают тех выгод, которые им может принести внедрение RPA. Возможно также, они немного путаются в понятиях BPA и RPA. Факторами, работающими против нашего с Вами рынка, являются более низкая, чем на западе, цена рабочей силы и политика импортозамещения. 

С последними двумя факторами мы с Вами вряд ли сможем что-либо поделать. 

Однако, информирование и образование рынка, объяснение принципов, идей и выгод роботизации, несомненно, со временем, изменит эту ситуацию к лучшему. И тут со всей очевидностью видна огромная роль и польза той работы, которую делает Ваша организация для просвещения нашего рынка относительно возможностей технологии RPA. 

В целом, я рассматриваю перспективы как благоприятные. 

С.Ю.: Какой Вам представляется типичная российская компания, рассматривающая возможность внедрения RPA? 

А.Б.: С моей точки зрения, это должна быть крупная российская компания, достигшая определенного уровня зрелости в области автоматизации бизнес-процессов, и уже осознавшая проблемы, связанные с наличием нескольких специализированных слабо связанных информационных систем, обеспечивающих поддержку ее бизнеса. 

Потребность в RPA характерна для компаний, развивавшихся неорганически, т.е. путем слияний и поглощений, и, таким образом, вынужденных эксплуатировать дублирующие друг друга системы. Компании, развивавшиеся органически, часто сохраняют у себя крупные унаследованные системы, замена которых экономически нецелесообразна, и, таким образом, также являются потенциальными пользователями RPA. И для обоих упомянутых случаев RPA является очень привлекательным выбором, поскольку обеспечивает экономически эффективные средства обеспечения целостности рабочих процессов. А в случае, если эксплуатация всех этих систем окажется централизованной в рамках ОЦО, то такой эффект будет наиболее заметен, поскольку его оценка станет проще. 

Если компания, или какое-либо ее подразделение, взаимодействует с пулом контрагентов, собирая необходимую для бизнеса информацию на их порталах, равно как и в других случаях интенсивного взаимодействия с разнообразными внешними источниками оцифрованной информации, и, особенно, когда использование API принципиально невозможно, то такая компания неизбежно будет рассматривать применение RPA, и, таким образом, становится нашим желанным клиентом! 

Также, к нашей аудитории, и далеко не в последнюю очередь, относятся российские компании, являющиеся дочерними предприятиями западных глобальных компаний. Как правило, они испытывают огромные трудности и с получением необходимой им информации из корпоративных учетных систем родительских компаний, и с доработками необходимых им функций в соответствии с российским законодательством, поскольку централизация, регламентация доступа и поддержки там доведены до абсолюта. Это их объективная реальность, и наиболее естественным путем в этом случае будет реализация доступа через пользовательский интерфейс, т.е., использование RPA. Хотя и риски такого подхода им самим тоже понятны. Обратный процесс тоже влияет на формирование инициатив в области RPA, а именно, я имею в виду те случаи, когда компания должна отчитываться в штаб-квартиры, например, пяти разных акционеров, каждый из которых имеет собственные стандарты и учетные политики. Указанная ситуация часто наблюдается, например, в нефтегазовой отрасли. 

Необходимо также упомянуть, что наблюдаемое в России широкое внедрение сервисов юридически значимого документооборота, например, от таких провайдеров, как Контур, Такском, Корус Сфера и других, стимулирует внедрение роботизированной обработки, поскольку компании-пользователи получают стратегически важную бизнес-информацию уже в структурированном виде. Что, в совокупности с их очевидной готовности к инновациям, создает очень благоприятные предпосылки для внедрения RPA в этих компаниях. 

С.Ю.: Со стороны каких секторов наблюдается наибольший интерес? 

А.Б.: Традиционно, интерес всегда проявляют, в первую очередь, те компании, которые наиболее обеспечены финансово – банки, телеком, нефте- и газодобыча, страхование. 

С.Ю.:Со стороны каких индустрий ожидается значительный рост в будущем? 

А.Б.: Я верю и надеюсь, что спрос вскоре переместится в область промышленного сектора, а именно, производственных компаний – машиностроение, химия, сельское хозяйство, переработка сырья. RPA – это горизонтальная технология, и она всегда найдет свое место в инициативах компаний любого сектора, направленных на снижение себестоимости рабочих процессов и повышение их качества. Таким образом, основными областями применения RPA в всех отраслях будут финансы, бухгалтерия, управление персоналом, сбор данных в реальном времени из систем управления работой оборудования, клиентская работа, управление цепочками поставок, а также и другие сферы бизнеса. 

Огромной потенциал для внедрений RPA имеют профессиональные сервисные компании, в том числе, предоставляющие услуги по сбору и профессиональной обработке информации, а также научно-образовательные учреждения, где потребность в сборе и анализе информации также очень велика. 

В некоторой перспективе программные роботы будут помогать администрации лечебных учреждений обрабатывать информацию пациентов, хотя очевидно, что это произойдет не завтра. 

Про наши специальные службы я тут не упоминаю просто потому, что уверен, что там у них с этим и так все в порядке! 

С.Ю.: Какие аспекты технологии (скорость, масштабируемость, безопасность, удобство перенастройки, и т.п.) RPA вызывают наибольший интерес у текущих и потенциальных клиентов? 

А.Б.: Практически все из перечисленного, в первую очередь, масштабируемость, возможность создания конфигураций высокой доступности, информационная безопасность, способность обеспечить соответствие корпоративным политикам. Также очень важны удобство и простота разработок и тестирования. 

Кроме того, заказчикам в высшей степени необходимы средства управления и мониторинга работы роботов для анализа и прогноза их загрузки. Одно дело – когда у заказчика работают 4 робота, а другое дело – когда уже 50. Тут требуются специальные средства для того, чтобы гарантировать, что распределение задач по роботам обеспечивает их максимальную нагрузку и минимизирует их простои. 

Что касается скорости работы, то тут вопрос спорный. Собственно, робот, как таковой, работает лишь небольшую долю времени, а вся транзакция на самом деле выполняется со скоростью, мало отличающейся от скорости работы участвующих в роботизированном процессе информационных систем. Сокращение скорости обработки транзакции достигается не за счет супер-производительности ПО робота, а за счет исключения человека из процесса обработки. Роботу не нужно время на переключение внимания, перекуры, выход в туалет и звонки домой для того, чтобы проверить пришел ли муж с работы и сделал ли ребенок урок по информатике. 

С.Ю.: Какие компетенции наиболее востребованы на рынке? 

А.Б.: Во всех задачах, связанных с оптимизаций бизнес- и рабочих процессов, основная роль всегда принадлежит аналитику. Хороший аналитик востребован всегда, вне зависимости от области применения его компетенций. 

Сказанное в полной мере относится и к системному администратору, от которого зависит корректность установки и надежность эксплуатации роботов в корпоративной информационной среде. 

Собственно разработчик сценариев работы робота, а если еще и имеющий опыт такой работы, всегда будет ко двору. Однако, надо понимать, что такая компетенция досаточно легко развивается на основе имеющихся знаний о программировании на языках, например, Java, опыте разработок систем управления бизнес-процессами и вообще культуры разработок корпоративных информационных систем. 

С.Ю.: Как Вы считаете, что изменится на рынке RPA в 2019 году?

А.Б.: Вряд ли стоит ожидать каких-то крупных прорыв и ажиотажного спроса. Динамика внедрений RPA, как и любой другой новой технологии, описывается известной хайп-кривой, которая состоит из подъема, входа на пик, спада и последующего плавного перехода на плато. Мы сейчас находимся в самом начале первой восходящей ветви.

Крупные компании, которые начали пионерские внедрения роботизации, еще должны осознать свой опыт, оценить полученные выгоды и извлечь пользу из своих ошибок. Эти знания неизбежно станут достоянием рынка, и это даст толчок к более массовому спросу на RPA.

Можно ожидать изменений в составе лидирующих вендоров. Большое количество разнообразных предложений свидетельствует о незрелости рынка. Опыт говорит, что, в конечном итоге, побеждают не самые мощные и раскрученные системы, а системы, умеющие наиболее гибко реагировать на запросы пользователей. Немаловажным фактором является и финансовая устойчивость вендора.

Ярким подтверждением тому является объявленное относительно недавно включение в портфолио компании SAP, безусловного лидера глобального рынка корпоративного программного обеспечения, программного продукта для роботизации рутинных процессов Contextor. В пресс-релизе отмечено, что продукт будет использоваться совместно с решениями SAP в области искусственного интеллекта. Согласно пресс-релизу, сама компания SAP рассматривает это приобретение как важный шаг в оркестрацию процессов автоматизации, который в дальнейшем поможет включить RPA в другие приложения SAP, в первую очередь и главным образом в SAP S/4HANA. В качестве других целей упоминается, в том числе, упрощение взаимодействия пользователей с приложениями SAP и третьих производителей. Логично ожидать, что выход компании SAP на рынок RPA приведет к изменениям и в приоритетах пользователей, и в составе игроков, как это уже наблюдалось в случае включения в портфолио SAP продуктов OpenText для обработки бизнес-контента.

Так что, можно сказать, что все самое интересное в области RPA только сейчас и начинается!


Источник: RPA Russia